Урок-конспект по теме: "Человек и природа"
Цель урока:
- дать учащимся представление о взаимосвязи людей с окружающей средой, об ответственности за экологическое состояние планеты.
Задачи:
- донести до детей, что человек находится в единстве с природой, и поэтому ее нужно беречь;
- объяснить, почему так важны леса и моря, какие функции они выполняют;
- сформировать мотивацию корректного экологического поведения и природоохранной деятельности;
- рассказать, как школьники могут поспособствовать охране окружающей среды и позаботиться об экологии самостоятельно;
- продолжить развивать богатую, литературную речь и обогащать словарный запас детей;
- формировать умение работать в группе;
- развивать активность и логическое мышление.
Необходимое оборудование: доска (обычная или интерактивная), проектор, ноутбук, толковый словарь, раздаточный материал, аудио- и видеофайлы по теме урока, заранее подготовленная презентация.
Презентация: содержит в себе схему экосистемы Земли (адаптированную для соответствующего возраста), фотографии чистых и загрязненных морей и океанов, лесов — нетронутых и в процессе вырубки, статистические данные об уровне загрязнения в мире, стране, регионе проживания учащихся, информацию об экологических инициативах, как всемирных, так и местных (от раздельного сбора мусора до отказа использования пластиковых пакетов).
Ход урока
1. Организация класса и вступительное слово учителя
Учитель приветствует учеников, предлагает им поздороваться друг с другом, занять свои места и обратить внимание на доску или проектор. В это время на проекторе отображает первый слайд презентации — изображение Земли из космоса.
Учитель сообщает, что сегодняшний урок будет не совсем обычным, и объектом изучения будут не строгие числа, не буквы и слова, не стихи и история, а целый окружающий мир. Спрашивает у учащихся, что они знают об окружающем мире: на какой планете живут, чего на ней больше — суши или воды, в каком полушарии находятся. Чего много в их родном регионе — лесов, полей, водоемов?
Затем сообщает тему урока — человек и природа — и озвучивает подзадачи и порядок работы.
2. Знакомство с экосистемой
Учитель переключает презентацию на слайд, где в упрощенном виде изображена экологическая система. Рассказывает, что экологическая система — это единое образование живой и неживой природы, в котором разные организмы, действуя сообща, поддерживают жизнь и климат. Приводит примеры.
Учащиеся получают листы с напечатанными словами «экология», «природные ресурсы», «охрана природы». В течение урока они должны будут заполнить пустое место под каждым из слов результатами своих исследований. Первый пункт исследований — работа со словарем. Учащиеся должны найти в нем слово «экология», прочитать, от каких греческих терминов оно образовано и выписать значение на листок.
3. Важность экологии
Слово берет учитель. Демонстрируя презентацию, в которой показывается сократившееся количество лесов и загрязненные водоемы, он рассказывает, что экология — понятие хоть и не новое, но ставшее особенно важным именно в современном мире. Спрашивает у детей, почему? (Потому что технологии развиваются, больше машин, больше людей, сильнее влияние человека на природу.)
Преподаватель объясняет, что растения, дикие животные, морские обитатели и люди спокойно могут существовать вместе — мир большой, и хватит его всем. Но для этого все должно находиться в равновесии, должен соблюдаться баланс. Люди не должны пытаться забрать себе все природные богатства и уничтожить их, потому что природным ресурсам нужно время на восстановление.
Учащиеся ищут в словарях или учебниках определение понятия «природные ресурсы», выписывают его на лист.
Учитель задает вопрос: как, по вашему мнению, можно соблюсти баланс между потребностями человека и нуждами природы? (Меньше вырубать лес, сажать новые деревья взамен срубленных, аккуратней расходовать воду…)
4. Ответственное природопользование
Учитель рассказывает о том, насколько сильно современный человек влияет на природу. Не только прямым действием — вырубкой деревьев, например, но и опосредованно. От производства и неправильной утилизации мусора загрязняется вода и почва, пластиковые бутылки и пакеты, которые есть сейчас у каждого (здесь можно предложить детям найти что-нибудь пластиковое у себя в пенале или рюкзаке), очень долго не разлагаются, а выброшенные в неположенное место батарейки или аккумуляторы смартфонов отравляют землю надолго.
Необходимо обсудить с детьми важность ответственного природопользования, рассказав, что на отдыхе за собой всегда нужно убирать мусор, не кидать куда попало пластиковые пакеты и коробки, стараться аккуратно расходовать бумагу — ведь для ее изготовления вырубают деревья, - и выключать воду, пока чистишь зубы.
Правила ответственного природопользования фиксируются на доске и повторяются с детьми вслух.
5. Физкультминутка
Легкая разминка
6. Работа в группах
Учитель предлагает детям разбиться на группы по 3-5 человек, затем раздает заранее подготовленные загадки или мини-сценки на экологическую тематику. Дети должны выразительно прочитать загадки другим группам, чтобы те их отгадывали, или разыграть сценку, читая с листа.
После групповой работы следуют вопросы и обсуждение: учащиеся должны поделиться тем, что узнали при отгадывании загадок или разыгрывании сценки; если в процессе они выяснили какие-то новые понятия и термины, их необходимо записать в тетрадь вместе с определением.
7. Важность лесов и водоемов для поддержания жизни на Земле: доклад
Учитель вызывает нескольких школьников, которым были даны индивидуальные задания. Те читают короткие доклады-рефераты о том, что лес — это легкие планеты, о важности пресной воды (на примере Байкала). Остальные учащиеся слушают и после окончания выступления задают вопросы.
Учитель просит нескольких слушателей кратко резюмировать, что они услышали и узнали, рассказывает о том, что имеющиеся природные богатства можно сохранить, организовывая естественные заповедники. В это время можно включить слайды презентации с национальными заповедниками России (Ергаки), Америки (Йеллоустон и др) и других стран мира.
8. Групповая работа
Учащиеся снова разбиваются на группы. Учитель раздает им карточки с заданиями: неверно написанными правилами отдыха и природопользования. Ученики должны в устной форме исправить тезисы и вслух прочитать учителю верный вариант.
9. Подведение итогов
Учитель еще раз тезисно обозначает ключевые моменты урока, подытоживает изученное и выдает домашнее задание.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.